Собрание, составленное из каких-либо предметов согласно субъективным* представлениям собирателя и в традициях вида коллекционирования; обычно представляет художественный, научный и инвестиционный интерес и предполагает исследование и систематизацию материалов.
Совокупность предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную) как единое целое. Коллекция является основной формой хранения (музейных) предметов и складывается в результате целенаправленной научной работы, при которой каждый предмет приобретает особое значение в ряду остальных. Основообразующий принцип Коллекции – общий признак предмета – позволяет выделять коллекции:
систематические (из однотипных предметов),
тематические (из различных по типу предметов, раскрывающих определённую тему),
мемориальные (из предметов, связанных с историческим событием или личностью),
персональные (из предметов, принадлежащих определённому лицу).
Различают:
Архаичная коллекция – собрание художественных и древних предметов, редкостей и реликвий.
Инвестиционная коллекция – коллекция являющаяся накоплением материальных ценностей, которые в случае продажи гарантированно принесут доход. Такая коллекция обычно составляется из коллекций и крупных лотов.
Корпоративная коллекция – коллекция служащая престижу какой-либо компании (или её учредителя, директора), обычно выставляется в офисе компании. Часто вариант инвестиционной коллекции.
Частная коллекция – коллекция собираемая частным лицом, по желанию которого может быть выставлена, продана или передана в дар. В развитии может проходить следующие этапы:
Исследование в контексте поиска и подбор предметов, анализа предложений
Исследование и атрибутирование предмета в коллекции
Исследование в контексте систематизации собрания
Демонстрация, выставка собрания
Исследование в контексте публикации собрания
Музейная коллекция – коллекция принадлежащая музею (организации) и пополняемая им за счёт своего бюджета (покупок с аукционов, у частных коллекционеров и пр.) или в результате передачи предметов или собраний дарителей. Приобретённая или полученная в дар музеем коллекция какого-либо частного лица обычно остаётся в своём составе и сохраняет за собой имя собирателя.
Аспекты изучения предметов коллекционирования (филокартия):
Издательско-производственный — исследование всего, что подтверждает подлинность открытки, время её выпуска, продолжительность и способы обращения:
исследование печатного (краски, лаки) и запечатываемого материала (бумаги, картона и пр.), формата открытки, и особенностей способов печати;
дефекты и ошибки печати, брак и пр.;
разновидности – отступления в полиграфическом исполнении от основного типа;
проекты открыток – пробы печати и цвета, первичные оттиски и др.
Исторический — исследование политических, экономических и социальных условий появления открытки, сюжета (темы и мотива); периода, когда она находилась в обращении.
Мотивно-тематический — теория и практика коллекционирования по определённым темам.
Предметный – объект или явление, послужившее иллюстрацией к открытке.
Аспекты субъективной систематизации коллекции:
Единообразие – однородность, принцип аналитики (раскладывание до простых определений, описаний)
Общность – обобщение, принцип синтетики (сложение по сумме простых описаний)
Заполняемость – охват материала и процесс пополнения
Публичность – известность собрания / коллекционера
Полярность – уклон в отношении к принципам филокартии
Последнее можно рассмотреть подробнее:
Единообразие (Аналитика):
Однородная коллекция – собрание однородных единообразных предметов
Составная коллекция – соединение разнообразных внешне не связанных предметов, соединённых общностью темы или мотива, географии, авторства и пр.
Сводная – однородная коллекция, состоящая из нескольких тематически не связанных друг с другом собраний
Общность (Синтетика):
Генеральная – собрания всех выпущенных в мире, группе стран, отдельной стране открыток включая разновидности, систематизируются в порядке последовательности их выпуска;
Хронологическая – это полная подборка коллекционного
материала за определённый хронологический промежуток.
Исследовательская – собрание открыток выпущенных конкретным издательством (издателем), типографией; работ художника или фотографа, выпускаемых различными производителями открыток.
Тематическая – в основе метода собирательства индивидуальный подход коллекционера к избранной теме и подбору материалов;
Мотивные – подбор материалов, объединённых общностью изображаемых объектов (сюжетов).
Заполняемость:
Сплошное собрание – охват всей массы открыток, в установленных рамках / Экземплярное собрание – избирательное собирание образцов (стиля, жанра, явления) внутри установленных рамок.
Полное собрание – заполнение завершено, материал исчерпан / Неполное собрание – заполнение не завершено
Рабочее собрание – пополняется / Завершенное собрание – не пополняется, собирательство остановлено
Ценность:
Инвестиционная ценность (материальная составляющая коллекции, может быть выражена в отношении цены собрания к его полноте);
Документальная ценность (возможность заинтересовать широкую общественность полезным и малоизученным документальным материалом);
Художественная ценность (возможность заинтересовать широкую общественность эстетической привлекательностью материала);
Историческая ценность (выраженный аспект времени, «древность», архаичность предметов);
Реликварная ценность (относительно нематериальные свойства предметов, возникающие при семейном наследовании, отношении предмета к чьей-либо памяти);