- Энциклопедия, словарь, справочник… Кто их читает?
Прежде чем говорить на заданную тему, наверно, следует задать ключевой вопрос – Вы любите читать словари? Ведь если нет, если Вы испытываете недомогания при одном взгляде на рубрики энциклопедий или Вы вообще никогда не обращались к справочникам, то сформировать сколь-нибудь положительное мнение о предлагаемом Проекте Вам будет нелегко. Однако, оглядывая всевозможные большие и малые толковые словари, автор и редактор Живой Филокартической Энциклопедии, делает предположение о том, что если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
- Неужели этот Проект возник из любви автора к словарям?
Конечно, вопрос быть словарю или не быть решается иначе. Филокартия для этого вполне созрела. Осталось только начать словарь и, чтобы созрел автор. Именно начать, потому, что в одиночку выполнение такой работы немыслимо. Проект перед Вами. Возвращаясь к вопросу можно сказать, что интерес автора к словарям помог воплотить эту идею.
- Кому нужен словарь по филокартии?
Конечно, не тем, кто давно всё знает. Может тем, кто знакомится с филокартией? Кто задаёт вопросы.
- Это намёк на связь между созданием Энциклопедии по филокартии и популяризацией этого вида коллекционирования?
Безусловно. Словарь, это ключ к профессии или хобби. Если Вы знакомитесь с чем-то новым, Вам удобнее открыть справочник по этой теме и вот Вы в курсе. Термины, с которыми Вы столкнётесь, будут в той или иной степени отражать суть предмета. По цельности языка описания Вы оцените организованность рассматриваемой субкультуры (ведь филокартисты – это еще какая субкультура, не так ли?).
Заметьте, как это происходит, когда Вы слышите диалоги представителей субкультуры со стороны. С одной стороны, термины – это речевые маркеры, по которым можно понять о какой профессиональной сфере идёт речь. С другой, культура использования терминологии говорит о профессионализме её участников и серьёзности «профессии». Это как красивая форма, каждому хочется её носить.
- Филокартии уже почти 100 лет и термины уже устоялись. Зачем что-то менять?
Термин, это инструмент, пользоваться которым, должно быть удобно. Язык описания, это, продукт, отчасти возникающий спонтанно, естественным образом. Однако в определённый период формирования терминологии даёт о себе знать неповоротливость языка описания, возникшая из-за внутренней бессистемности. Появляются разночтения, подмена значений, происходит спонтанная переоценка и переосмысление уже наработанного материала. Это период реформы. Это естественный, неизбежный и чаще всего болезненный процесс. Как любой переломный период роста его нужно пережить, вынеся всё ценное и отбросив напускное.
Задам вопрос в ответ - почему за 100 лет не было выпущено ни одного словаря по филокартии? Тут я слукавил. Уже много говорилось о том, что филокартия долго и не заслуженно находилась в тени филателии. Не будем здесь углубляться в эту проблему. Филокартия обрела самостоятельность – и это не может не вдохновлять!
Возвращаясь к популяризации филокартии посредством словаря, хотелось бы добавить ещё несколько слов. Разумеется, Энциклопедия – не знамя, под которое собирается сообщество единомышленников. И уж конечно, она не его символ. Она скорее его кодекс.
Популярность хобби, отчасти зависит и от того, насколько доступна информация о предмете. Интерес должен встречать ответы на вопросы. И ответов должно быть больше, чем вопросов.
В том, что объём информации о филокартии растёт, сегодня сомнений нет. Однако, чем больше информации, тем острее возникает необходимость говорить на одном языке. Любое издание считает необходимым затронуть и терминологию. Это либо авторская разработка, либо цитирование. Цитирование из различных источников отрывочных данных кроме путаницы не даёт ничего. Авторская разработка либо слишком общая, либо слишком узкая. В любом случае развитие терминологии хаотично. Снова путаница. К путанице доверия нет, доверяешься опыту. Таким образом, интерес к предмету становится однобоким и упирается в конкретный объект исследования и личный опыт.
- В тематических коллекциях главным достижением является пристальность и, наверное, романтика первооткрывателя. Что касается экземплярокартии – не кажется ли Вам, что она чересчур поверхностна?
Верно, экземплярокартия выглядит несколько поверхностной, упрощённой моделью собирательства. Однако, не надо недооценивать простоту. В данном случае поверхностность, это поверхностный обзор знаковых явлений в филокартии. Однако эти явления тщательно отобраны и представлены во всей полноте, так что Вы, руководствуясь моделью экземплярокартии, не упустите ничего. Вернусь к простоте. Она противопоставляется углублению в одну тему, когда перестаешь замечать всё остальное и не понимаешь, что всё в филокартии является отражением и продолжением друг друга. Кроме того, именно такая поверхностность, заключённая, снова оговорюсь, в полную систему, должна послужить ещё одному – популяризации филокартии. В том хотя бы аспекте, что коллекцию должно быть интересно рассматривать! Поверхностный обзор всего комплекса явлений в филокартии должен дать именно этот эффект – интерес зрителя.
- Модель экземплярокартии, не заключает ли она в себе однообразие, штамп?
Экземплярокартия – это ячейки, с заключёнными в них общими понятиями. Только. Заполнение этих ячеек – при известном многообразии материала – допускает неограниченную свободу, как для новичка, так и для профессионала. В процессе собирательства каждый будет руководствоваться своим опытом, вкусом, возможностями и, если хотите, настроением. Собранные по схеме экземплярокартии коллекции будут разнообразны. Более того, каждый собирающий, скорее всего, увлечётся какой-либо темой и сделает свой акцент в коллекции.
- Могу ли я участвовать в Энциклопедии? Мои познания в филокартии не значительны и, вставленные мной 5 копеек в разговор, боюсь, будут выглядеть нелепо.
Не нужно стесняться, тем более бояться скромных познаний. Каждый должен понять – филокартия молода, и многие в ней ещё не имеет называния. Этим принципом я и руководствовался, размышляя над материалами для Энциклопедии! Иначе она бы не появилась.
Да, Кард Терм – это вызов, провокация, призванная привлечь внимание филокартистов к проблеме языка описания. Всё это для того, чтобы коллекционеры задумались и предложили свои ответы на мои вопросы, а затем продолжили сами задавать вопросы и давать отвечать... Тогда Энциклопедия по-настоящему заживёт.
- В чём сегодняшние проблемы филокартии?
В основном в общении, в умении и желании контактировать и делиться информацией. Уверен, это отразится и на моём Проекте…
- Это из-за разницы филокартистов Петербурга и России? Старых и новых филокартистов? Или это проблема именно филокартистов?
Есть ряд трудностей в среде филокартистов, отличающих эту субкультуру от прочих – нумизматов, бонистов, филателистов… И разница есть, может быть несколько преувеличенная, хотя…
Коллекционирование, это вообще процесс интимный. Коллекционеры, даже говоря друг с другом, говорят о своей Коллекции и во Имя Её. Общение с Ней им не заменит никакое общество коллекционеров. Так, в частности, возникает проблема языка описания. Ведь каждый коллекционер, общается с Ней, своей коллекцией, на своём языке (его использует при написании монографий), а на встрече использует полупрофессиональный сленг. К сожалению именно в филокартии эта проблема особенно заметна! И на то были причины.
Вот, разница коллекционеров СНГ и из Петербурга... Если Вы читали Гоголя Невский проспект, Вы вспомните описания петербургских художников. Ггде-то тут и ответ. Сама атмосфера Петербурга опровергает какое-то избыточное движение, излишнюю громкость, крикливую яркость. Филокартисты СНГ более подвижны и общительны. Вероятно, им надо больше двигаться, чтобы что-то получить – материал или информацию. А в Петербург (и Москву) материал и информация стекаются сами. Поэтому у петербуржцев есть возможность больше внимания можно уделить Ей, коллекции.
Теперь, новые и старые филокартисты. Эта проблема гораздо глубже. И это не только разница в мировоззрении. Ко всему это алчность... Можно употребить это слово в нейтральном аспекте? Именно так. Не даёт движения информации, затрудняет диалог в филокартии алчность. Информация, источники, материал – всё это золото филокартии скоро обесценится. Чтобы сохранить всё это, его переводят в рубли. Как? Печатают книги. Недостаток каталогов, справочников и прочей литературы создают благоприятную атмосферу. Представьте, что в филателии до сих пор есть новые исследования! И это не смотря на наличие всевозможных материалов в избытке! Эта новая информация в филателии, однако, не составляет такого веса, не даёт такого резонанса, какой производит раскрытие первичного неполного исследования филокартиста, возникающего на свободном от аналогичных исследований месте.
Не вполне ответил на вопрос, тема достойна отдельной статьи.
|