Также Воскресение Христово — древнейший христианский праздник. Важнейший праздник богослужебного года; установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
Дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник). Относительно Пасхи отмечаются все переходящие праздники в последовательности евангельских событий:
Лазарева суббота;
Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи (Вербное Воскресение);
Страстная Седмица (в православии) или Пасхальное триденствие в католицизме, посвящённые страданиям Христа перед Воскресением;
Пасха — Светлое Христово Воскресение
Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) — явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;
Вознесение Господне — сороковой день после Пасхи;
Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи.
В западном христианском мире придерживаются григорианского, исправленного календаря; Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, так что наиболее ранней датой празднования Пасхи может быть 22 марта, а наиболее поздней — 25 апреля. На Востоке церковный календарь не был приведен в соответствие с григорианской реформой, поэтому день празднования Пасхи здесь редко совпадает с западным.
В церквах, сохранивших литургическую обрядность, Пасха является центром великого литургического круга, объемлющего приготовление (Великий пост), самый праздник и отдание праздника (в сороковой день на Востоке и в праздник св. Троицы на Западе); этот праздник является кульминацией всех ежегодных церковных постов и праздников, и христиане встречают его как день великой радости. На Востоке всенощная по-прежнему служится ночью, а на Западе праздничное богослужение было передвинуто на утро Страстной субботы.
В Западной церкви после зажжения нового огня с помощью кресала следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet (Да возрадуется), чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Литания святым служит вступлением к краткому, древнему чину мессы, завершающейся краткой вечерней.
К числу народных обычаев, связанных с Пасхой, относятся т. н. пасхальный смех, когда прихожане смеются над забавными историями с назидательным смыслом, рассказываемыми священником во время проповеди; игры с крашеными яйцами, накопившимися за время предшествующего поста; мистерии на темы воскресения Христа.
Праздник Пасхи продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле.
Пасхальные традиции
Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы). К пасхальным обрядам относится также благословение яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать.
Пасхальная трапеза:
Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня траура и молитвы. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста.
Пасхальное приветствие:
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».
На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» во вторник.
Обливание водой молодежи в пасхальные дни происходит также у западных славян.
Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.
Пасхальная открытка
Жанр Поздравительной открытки.
С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять тем
родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как
основной праздник пасхальные открытки с пасхальными сюжетами: яйцами,
куличами, храмами, христосующимися людьми, цветами и пр , часто со
словами «Христос Воскрес!». Также бытовали западные сюжеты и пасхальные
атрибуты (импортные открытки, нередко с допечатанным русским текстом) –
зайцы, птицы и т. д. Такие открытки посылались по почте, их оставляли во время визитов и прикладывали к подаркам.
Одни из первых пасхальных открыток выпущены в 1898 году Общиной Св. Евгении: четыре акварели «на весенние сюжеты» известного писателя и художника Н.Н.Карамзина.
Теме Пасхи уделяли внимание художники И.Я.Билибин, Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин, Б.В. Зворыкин, И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко, Е.М.Бем. Пасхальные открытки издавались по эскизам Л.Бакста, А.Бенуа, И.Билибина, Б.Кустодиева, В.Маяковского, А.Остроумовой-Лебедевой, И.Репина и многих других. Полноцветные пасхальные открытки производились многими издательствами: «Ришар» (С.-Петербург), «Ленц и Рудольф» (Рига), «Гранберг» (Стокгольм) и пр.
К празднику Пасхи завозились в большом разнообразии открытки из Европы, преимущественно из Германии и Австрии. Эти открытки отличают несвойственные русской традиции атрибутика.
Большую массу пасхальных открыток составляли издания, произведенные фотографическим способом. Иногда вычурно раскрашенные фотооткрытки были большей частью откровенным кичем – отличались сентиментальным и, иногда, даже пошлым содержанием.
В промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется политический подтекст, обусловленный внешними и внутренними событиями российской жизни: первой мировой войной и революцией. Праздник приобретает государственное и национальное значение, как способ сплотить религиозную общественность. Широко используется скрытая и явная политическая агитация обставленная пасхальными атрибутами.
После революции пасхальные открытки в незначительных количествах выпускают эмигрантские издательства во франции, США и пр. Некоторый всплеск производства наблюдался в 1950 — 1960-х годах, когда парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, напоминающие по оформлению и атрибутике дореволюционные российские пасхальные открытки.
В России до 1917-го года пасхальных открыток было издано много тысяч различных видов. Запрещены в 1930-х годах. Начиная с конца 1941 года, пасхальные открытки издавались в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).