(Каталог открыток) (от фр. catalogue, греч. katalogos — список, перечень)
Классифицированный систематизированный перечень открыток (последовательность рубрик), сопровождаемый иллюстрациями, описанием, списком сведений (индекс, издатель, даты, типы печати, тиражи, разновидности и т. д.) и прейскурантом. Издание, сочетающее производственно-практическую, справочную и рекламную функции. Предполагает высокое качество издательского и полиграфического исполнения, может существовать в электронном виде (на CD, сайт в интернете — онлайн-каталог). Фактически предмет, рассматриваемый в каталоге, представляется как товар, содержит его технические и прочие характеристики, может быть приведена цена.
Территориально-административной
единицы (области или губернии, уезды, города) должны быть расположены
по алфавиту. Описание открыток приводится в хронологическом порядке с
указанием года выпуска или в периодической датировке. Открытки имеют
отдельную возрастающую порядковую нумерацию. Открытки серии расположены
в соответствии с серийными номерами (если таковые имеются) или в
порядке, установленном автором (напр. по алфавиту, соотнося с
легендой). Помещены уменьшенные (реже — в натуральную величину)
изображения открыток и описание. Цены указываются в условных единицах
каталога* или в валюте какой-либо страны, действующей на период издания
каталога.
Каталоги используются для идентификации изданий и
выяснения подробностей их выпуска и обращения, уточнения авторства по
иллюстрации, и пр. Также каталоги служат инструментом формирования
регулирования рынка открыток, являясь открытым источником дающим
представление о ценообразовании, справочным при заключении коммерческих
сделок, обмене, определении статуса, подлинности материала, подделок.
12 форм каталогов:
Альбом-каталог – каталог без прейскуранта, где первостепенное значение имеют иллюстративная информация.
Арт-каталог – каталог открыток выпущенных по оригинальным рисункам (или фотографиям) какого-либо автора.
Аукцион-каталог – (англ. auction, от лат. auctio – публичные торги) каталог, выпущенный специально к торгам.
Индекс-каталог – (лат. index — краткое содержание, указатель, перечень, список, каталог) дополнение к прежде выпущенному каталогу.
Кабинет-каталог – (фр. сabinet – шкафчик, выст. зал, рабочая комната) рабочий личный каталог исследователя, составленный им самим на основе своих и заимствованных данных. Первый вышедший в свет авторский каталог по неосвещённой теме.
Регистр-каталог – (от лат. registrum — список, перечень) универсальный каталог с открытками, расположенными в хронологическом порядке, по странам.
Табель-каталог – (лат. доска, таблица; список, перечень) тематическая или др. краткая выдержка из каталога.
Тема-каталог – (от греч. théma, буквально — то, что положено в основу) каталоги, ограничиваются темой, мотивом
Топо-каталог – (от греч. topos - место, местность) каталоги, ограниченные континентом, группой стран, страной, областью, городом.
Эдо-каталог – (от лат. edo – выпускать в свет, издавать, создавать ) каталог открыток выпущенных определённым издательством.
Экспо-каталог – (лат. expono – выставлять, показывать, обнародовать) каталго выпущенный специально к выставке.
Регистрационные перечни открыток, дающие о них некоторые сведения выпускались
некоторыми издательствами: «Община Св. Евгении», «Ришар» (Санкт-Петербург),
«Рассвет» (Киев). Также выпускались журналы и специальные открытки,
сопровождающие информацию о новой продукции издательств открыток, а
также касающиеся коллекционирования: «Открытое письмо»
(Санкт-Петербург, 1904-1906), «Открытка» (Калуга, 1907-1909), «Открытое
письмо» (Умань, 1906), «Почтово-телеграфный журнал».