Исторический портрет Изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Посмертный (ретроспективный) портрет Сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям.
Портрет-картина Портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Костюмированный портрет Человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:
Аллегорический
Мифологический
Исторический
Автопортрет Принято выделять в отдельный поджанр.
Однако, с учётом доминирующих в филокартии тем войны, быта и царствующих особ в собственно теме портрета не остаётся практически ничего самостоятельного, кроме небольшой области неофициального камерного портрета, который можно описать отдельно:
«Визитка» визитная открытка (от франц. visite - посещать) раздел портретного жанра. Отличительная особенность жанра визитной открытки это портрет негосударственных и невоенных персон в реалистичной чаще фотографической манере, в сочетании с подписью. Это могут быть известные лица - писатели, историки, музыканты, учёные и пр. Также темой к визитке могут быть и частные лица (часто неизвестные).
Мемориальная визитка (даты жизни)
Юбилейная визитка (даты)
Сувенирная визитка (подпись)
Немая визитка (без пояснения персоналии) – это большой пласт документальных фотооткрыток.
«Каватина» (от ит. Cavare – извлекать, выходная ария оперной дивы и премьера) – изображения звёзд сцены, арены или экрана. Реже сюда относятся литераторы и музыканты. Обычно имеют подпись (легенду).
Театр. Богатое тематическое ответвление «визитки» (портретного жанра), ориентированное на театральную фотографию, преимущественно оперных див (Лина Кавальери (итальянское сопрано), Клеопатра Диана Клео де Мерод (бельгийская балерина), Каролина Августа Отеро (испанское кабаре), Лиане де Пужи, Кора Перл, Лилли Лэнгтри, Вера Алексеевна Коралли, Наташа Труханова, Ида Рубинштейн, Вера Холодная) и премьеров (Шаляпин). Также к каватине следует относить изображения актёров в гримах и костюмах персонажей и театральных сцен с их участием. Часто это костюмированный портрет.
Цирк - ещё одна тема «каватины», где мотивами фотографии становятся цирковые спортсмены, уродцы. (См. Спорт)
Кинематограф. Зарождение нового вида искусства дало публике множество новых звёзд.
«Минуа» (от фр. minois – миловидное личико, рожица, мордочка, мордашка) это многочисленные joli minois – т.н. «дамские головки» - мотив, нередко используемый в рекламе и на поздравительной открытке, модные изображения безымянных персонажей. Кроме женского образа, в Минуа присутствуют мужской и детский, хотя первый преобладает.
«Портрет-тип» (см. Бытовой жанр, Этнографическая открытка). Жанр, использующий собирательный этнографическо-бытовой образ, структурно близок портрету, но лишь формально относится к портретному жанру, в большей мере входя в бытовой жанр.
«Парадный портрет» (см. Парадная открытка)
Коронационный (или тронный)
Конный
Военный (в образе полководца).
Охотничий портрет.
Батальный портрет (см. Батальная открытка, «Милитария»)
Фамильный портрет Группа открыток в жанрах портрета (персоналии), косвенно, быта и милитарии – кроме портрета открытки жанра затрагивают такие темы, как виды местности и интерьеры, события, атрибуты и костюм (мода/форма), знаки отличия и пр. Открытки представляют собой семейные реликвии – фотографии членов семейств (групповые и одиночные портреты), нередко с автографами, письмами. По особенности производства – фотооткрытки.
С точки зрения собирательства жанр может быть неоднородным, т.к. вобрал материалы, посвященные жизни и деятельности избранного лица, как объекты для коллекции под именем этого лица.