Ср. – Ориентальный стиль, Ориентализм (от лат. orientalis – восточный, от oriens – восток, восходящее солнце).
Стиль в изобразительном искусстве основанный на заимствовании мотивов и подражании образцам в основном Китайского и Японского искусства (соответсвенно Шинуазри, Японизм), а также искусству арабских стран.
Знакомство, в частности, с китайской культурой произошло в XVII веке (Шинуазри), следующий всплеск интереса к восточной стилистике возник в связи с началом изучения европейцами Китая и Японии в конце XIX века (открытие Японии произошло в 1855 году). Работы в восточном стиле, в прочем, демонстрируют, что этот интерес был крайне поверхностным и, за не всегда верной передачей внешних форм, не отражал действительность. Так отдавалась дань увлечению Востоком, как таинственной экзотикой, не редко носящей варварский и эротический оттенок.
См. также Стиль Модерн, Стиль Ар-Деко, Стиль
Шинуазри, Шинуазери
(от фр. chinois — китайский)
или китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме и пр.; вид ориентализма.
Возникновение шинуазри относится к концу XVII века, когда аристократическую Европу охватило увлечение китайским фарфором. Как следствие началось подражание технологии, формообразованию и прикладному оформлению.
Шинуазри является стилевым направлением, получившем своё развитие как ветвь стиля рококо. Снова становится актуальным в начале XX века, когда возник интерес к эстетике рококо, он проникает в модерн (югендштиль), затем в ар-деко.
Японизм (от фр. — japonisme)
Направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии укиё-э и художественных ремёсел.
После открытия Японии в 1855 году для внешнего мира японские товары и произведения искусства в большом количестве завозятся в Европу и быстро находят в ней ценителей. Во время Всемирной выставки в Лондоне и Всемирной выставки в Париже были продемонстрированы японская цветная гравюра и различные кустарные изделия (фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия и пр.).
Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразилось на творчестве импрессионистов, а также на искусстве стиля модерн (югендштиль) и на кубизме.