Графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
(См. Инициал, Шрифтовая открытка, Витрина, Словолитня, Типография)
Классификация шрифтов Общая система деления шрифтов по:
назначению и области применения:
книжные
газетные
плакатно-афишные
картографические
методу использования:
Оригинальный шрифт (рисованный) – оригинальные, выполненные художником тексты заголовков внутри издания, которые не набираются, а репродуцируются с рисованных оригиналов
Наборный шрифт – Стандартный шрифт, предназначенный для типографского набора
насыщенности жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета):
светлые
полужирные
жирные
наклону основных штрихов (по положению очка) (начертание):
прямые
курсивные (наклонные)
относительным размерам ширины и высоты (по ширине очка) знаки шрифта делятся на пять групп:
нормальные
узкие
сверхузкие
широкие
сверхширокие
характеру заполнения штрихов:
нормальные
контурные
выворотные (негативное, выворотное изображение шрифта: белые штрихи на черном фоне)
оттеночные*
штрихованные*
размеру (кеглю) измер. в типографских пунктах (в скобках название в англо-американской системе):
3 pt – Бриллиант (Half-Nonpareil / Excelsior)
4 pt – Диамант (Brilliant)
4½ pt – (Diamond)
5 pt – Перл (Pearl)
5½ pt – Агат (Ruby / Agate)
6 pt – Нонпарель (Nonparel)
6½ pt (Minionette / Emerald)
7 pt – Миньон (Minion)
8 pt – Петит (Brevier)
9 pt – Боргес (Borges)
10 pt – Корпус (Long Primer)
11 pt – (Small Pica)
12 pt – Цицеро (Pica) – с этого пункта и далее идут т.н. Титульные шрифты для набора заглавий и крупного текста
28 pt – Двойной миттель (2-line English / Double English)
32 pt – Малый канон (— / 4-line Brevier)
36 pt – (2-line Great Primer / Double Great Primer)
40 pt – Крупный канон (— / Double Paragon)
48 pt – Квадрат (Canon)
120 pt – Реал
150 pt – Империал
210 pt – Санспарель
Стандартные шрифты в зависимости от их важнейших графических признаков (контраста между основными и соединительными штрихами, наличия и формы засечек) делятся на пять основных групп и одну дополнительную:
Рубленые шрифты, или гротесковые шрифты, — шрифты без засечек с осн. и соединительными штрихами либо одной толщины и полным отсутствием контрастности, либо с малозаметной разницей в толщине штрихов и с очень малой контрастностью («Ариал»)
Шрифты с едва наметившимися засечками;
Медиевальные шрифты — группа шрифтовых гарнитур с умеренной контрастностью штрихов, засечками в виде плавного утолщения концов осн. штрихов, близкого по форме к треугольнику, преимущественно наклонными осями округлых букв («Таймс»)
Обыкновенные шрифты — группа шрифтов, в которую входят гарнитуры шрифтов с контрастными штрихами и длинными тонкими засечками, соединяющимися с осн. штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением, и округлыми буквами с вертикальными осями («Бодони»)
Брусковые шрифты — шрифты, для рисунка которых характерны два осн. признака: малая контрастность осн. и соединительных штрихов или почти полное отсутствие ее и засечки прямоугольной брускообразной формы
(дополнительная группа) — имитационные шрифты (рукописные, машинописные и пр.), декоративные и такие, которые по рисунку сильно отличаются от шрифтов указанных групп
Внутри каждой группы шрифты, одинаковые по характеру рисунка, но разные по кеглю и начертаниям объединяются в гарнитуры, имеющие собственное наименование, напр., академическая, литературная.
По способу набора шрифты подразделяются на шрифты для: