Открытка литературно-музыкального содержания, например, с текстом и
нотами романса, песни или гимна, полными текстами или цитатами
стихотворных произведений, нередко художественно оформленная.
Ноты (Нотная открытка, Песенник)
Народная песня
Романс
Гимн
Тексты
Поговорка, присловие и пр.
Стихи (Стихотворная открытка)
Проза (цитата)
Примеры выпусков Шансонетки-Песенника в России известны с конца 1890-х. К концу 20-го века преобразовалась в фонооткрытку.
Рекламная группа: портреты знаменитых исполнителей и цитаты популярных произведений (тексты и ноты);
Агитационно-пропагандистская группа: гимны, венные песни, марши;
Этнографическая группа: народные песни, казацкие*, каторжанские** песни;
Юбилейная группа: песня к юбилею чего-либо (напр. 200-летие Санкт-Петербурга***) или цитата из произведения юбиляра.
* - Издавались различными казачьими обществами, отличаются особенной красочностью и высоким качеством исполнения; выпускались в 1904-1915 гг. **- Открытки с песнями каторжан — подпольные издания 1905-1907 годов; выходили часто сериями: «Песни каторжников», «Рабочие песни» и т.п. ***- отрывки гимнов, написанных в честь 200-летия Санкт-Петербурга, послужили мотивом юбилейных открыток.
(См. Коллюзорные открытки, Фонооткрытка) Нотная открытка
Нотные открытки стали выпускаться в России в 90-е годы ХIХ века. Многие из них носили чисто рекламный характер. Обычно воспроизводились портреты популярных певцов и отрывки из популярных произведений. Но было немало открыток с нотами и текстами военных песен, маршей, гимнов, песен казаков, народных песен, новых романсов и даже песен каторжан. Открытки были очень красочны. Тогда они были обычным явлением. Ныне это — раритеты.
В советское предвоенное время подобные открытки издавались редко. Чаще это были агитационные открытки с нотной и текстовой записью революционных песен, массовых песен. Но объем выпуска таких открыток был невелик. О нотной открытке вспомнили в осажденном Ленинграде в 1942 году. В блокадном городе создавалось огромное количество песен (более 600), которые входили в военные песенники ("Фронтовой песенник", "Песни краснознаменной Балтики", "В бой за Родину!" и др.).
Однако по быстроте распространения ничто не могло сравниться с открыткой. Такая открытка пересылалась полевой почтой и в считанные часы попадала на фронт. Нотная открытка стала чрезвычайно популярна. Во многом это было обусловлено огромной потребностью в новых песнях.
В истощенном городе работали три типографии! Тираж каждой нотной открытки колебался от 10 до 50 тыс. экземпляров. Число названий песен исчисляется многими десятками. Мало какое издание так способствовало распространению на фронтах и в тылу новых песен, как нотная открытка. "Синий платочек" Е. Петербургского, "За дальнею околицей" Н. Будашкина, "Вечер на рейде" С. Соловьева-Седого и многие другие песни во многом обязаны своей популярностью блокадной почтовой открытке.
Но в условиях военного времени, сохранить такую открытку было трудно. От огромной массы блокадных открыток сохранились единицы. Сегодня нотная блокадная открытка — не только раритет и большая библиографическая редкость, но своего рода памятник русской полиграфии. После Отечественной войны по-прежнему выходили открытки с нотами и текстами новых песен, но не в прежнем количестве. Были популярны фото-открытки с портретами известных певцов: И. Козовского, С. Лемешева, А. Александровича — и нотной строкой популярной песни или арии. Нотные открытки были очень востребованы, пока в 1948-49 годах не появилось Звуковое письмо
На этот раз к нотной открытке прилагалась миниатюрная грампластинка с записью отрывка из песни или арии. Издавались также военные и массовые песни. "Репертуар" таких звуковых писем был разнообразен. В середине 1960-х гг. "Звуковое письмо" сменили журнальные мягкие виниловые вкладыши. Первым "звучащим" журналом в СССР стал журнал "Кругозор". Он выходил ежемесячно, и популярность его была столь высока, что выпуск журнала продолжался до конца 1980-х годов.
Журналы и книги с виниловыми мягкими вкладышами выходили до появления CD и DVD дисков. Теперь такие диски-иллюстраторы нередко прилагаются к книге вместо виниловых листков.