Одно из важнейших художественных направлений в искусстве России XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
Соцреализм теоретически опирается на философские принципы историзма и диалектического понимания бытия, частично восходит к русской и зарубежной реалистической традиции в искусстве, однако несет в себе новое, ранее невоспринимаемое идейное содержание, заложенное диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв.
Социалистический реализм в СССР был официально одобренным (с 1932 года) партийными органами художественным методом в литературе и искусстве.
Основные принципы Соцреализма:
Народность Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
Партийность Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Конкретность В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Создание идеологии Соцреализма была реакция на поиски в изобразительном искусстве 1920-х гг.
Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт солдат Красной Армии, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников», шли на фабрики, заводы, в казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её.
В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов) — объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз. Девиз ОСТа — развитие в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX столетия: индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и др. В отличие от мастеров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал не в творчестве своих предшественников — художников-«передвижников», а в новейших европейских течениях.