"Фольклоризирующий" исторический стиль искусства (направление историзма). Является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русском искусстве (архитектуре, живописи, музыке, литературе и пр.), представляющих собой синтез традиций ассоциируемых с русским народным (древнерусским, византийским) искусством.
Возникает во второй четверти XIX в. (возрастание в России во время войны с Наполеоном интереса к национальной культуре и искусству; выразился в формуле "Православие, Самодержавие, Народность", что соответствует государственной идеологии), а начале ХХ века стиль получает дальнейшее развитие. Формально рамки стиля определяют 1830-1910-е гг.
В развитии стиля различают 4 этапа или направления:
"Русско-Византийский";
"Романовский" ("московско-ярославский 17 в.");
"Неорусский" (псковско-новгородский);
"Ретроспективный".
История Русского Стиля неразрывно связана с коллекционированием изделий народных кустарных промыслов, заботой об их развитии, открытием многочисленных школ ремесел и народного искусства, существовавших под патронажем видных меценатов и коллекционеров, в т. ч. членов Императорской Фамилии. Наибольшую роль в этом сыграли художественные кружки Абрамцева и Талашкина, стремившиеся внести сказочную красоту в мир повседневности, создать единый стиль на основе древнерусского и народного искусства.
Русский Стиль был попыткой образованного русского общества найти художественные формы национально самоидентификации после реформ Петра I. В эпоху романтизма проблема самоидентификации получила философское осмысление в славянофильстве. С Русским Стилем связаны сюжеты из фольклора и эпоса и обращение к иконописным техническим приемам в живописи братьев Васнецовых, М. Нестерова, А. Рябушкина, Н. Рериха и пр.