Технология печати с использованием печатных форм способов плоской (традиционная офсетная печать), глубокой (глубокая офсетная печать) и высокой печати (высокая офсетная печать), при которой перенос печатной краски на запечатываемый материал осуществляется не с печатной формы, а с промежуточного офсетного звена (как правило, офсетного цилиндра), обтянутого офсетной резинотканевой пластиной (резинотканевым полотном);
Способ офсетной печати.
История офсетной печати начинается в Германии в городе Мюнхене с золнхофенерского камня-сланца. Сентиментальная история списка отданного в стирку белья, написанного Алоисом Зенефельдер (1771-1834) за недостатком бумаги для своей матери на вышеупомянутом камне, хотя и неправдоподобна, однако исторически достоверна.
Этот способ, изобретателем которого он является, получил сначала название «полиавтографии», которое позже было заменено на «литографию». В любом случае это был лишь заключительный аккорд долгого исторического поиска драматурга и актера Зенефельдера, целью которого было получить для собственной типографии дешевую форму высокой печати травлением, не используя гравировку. При попытке создания относительно дешевого способа для перепечатки дорогих нотных листов он обнаружил в 1797 г., что золнхофенерский камень-сланец по- разному реагирует при воздействии на него жира и воды. При печати с нанесенного на его поверхность жирной краской рисунка этот камень не надо было больше сильно протравливать для создания рельефа. После предварительного нанесения черной краски, а также однократного легкого травления его нужно было только поддерживать всегда в увлажненном состоянии.
Зенефельдер изобрел также специальный ручной пресс для нового способа печати. Это был так называемый «штанговый» пресс в котором прижим бумаги обеспечивался посредством качающегося деревянного ножа. Оттиск получался после приглаживания листа таким образом, чтобы чувствительный камень с печатным изображением не подвергался слишком большой нагрузке. Так как со штанговым прессом работать было трудно, он также создал версию пресса с печатным цилиндром.
Это случилось за несколько лет до того, как Фридрих Кёниг в Лондоне применил тигельный принцип на своей плоскопечатной машине, на которой также был печатный цилиндр. Первые литографские печатные прессы появились во Франции. Временем появления этих машин называют 1846 г. Следом в 1852 г. в Вене заработала машина Джоржа Сигла (рис. 13.1-2). Александр Дюпуа построил свой первый литографский пресс в 1860 г. в Париже. Вместе с ним работали Луис Фабер и Адольф Шляйхер из Швабии, которые стали его компаньонами. Во время немецко-французской войны 1870-1871 гг. Фабера и Шляйхера изгнали из Франции, после чего они основали в Оффенбахе, на Майне, собственный цех для сборки литографских печатных машин, явившийся прообразом современного производителя офсетных машин - фирмы MAN ROLAND.
У Зенефельдера была идея изменить плоскую поверхность, несущую изображение, на цилиндрическую. Однако только открытие гибкой цинковой пластины со светочувствительным слоем обеспечило возможность осуществления принципа и технологии, известной как ротационная печать. Создание первой такой машины приписывается Рудди-мэну Джонстону, жившему в Эдинбурге в 1886 г. Первое же авторское свидетельство существовало с 1835 г. во Франции. Вместо медленного возвратно-поступательного перемещения камня применили вращающийся цилиндр с закрепленной на нем легкой и гибкой металлической пластиной.
Позже в США цинк заменили на алюминий, так как там добывалось сырье и были соответствующие заводы по производству и прокату алюминия. Изобретение офсетной печати можно считать развитием способа косвенной высокой печати, примененной для запечатки жести двумя изобретателями: американцем Айра В. Рабелем и немецким иммигрантом Каспаром Херманном. Оба они пришли в 1904 г. к идее печати с литографских печатных форм косвенно, т.е. путем передачи изображения через цилиндр с натянутым на него резиновым полотном. У Рабеля в Резерфорде (штат Нью-Йорк, США) была маленькая типография для печати с цинка и литографского камня.
Однажды при печати на жесткой банкнотной бумаге возникли трудности с растровым изображением. Для достижения лучшего результата печати Рабель решил натянуть на печатный цилиндр мягкое резиновое полотно. По невнимательности на-ладчица иногда пропускала лист, и таким образом цветной отпечаток ненамеренно переходил на резиновое полотно. Оттуда он переносился на оборотную сторону следующего листа. Когда Рабель рассмотрел один из таких бракованных оттисков, то, к своему удивлению, понял, что изображение на оборотной стороне хотя и было зеркальное, но по своему качеству оно существенно превосходило то изображение, которое было получено на лицевой стороне листа. Он провел дальнейшие испытания и нашел подтверждение своим наблюдениям. Рабель оставил свою типографию и полностью посвятил себя созданию литографских печатных машин с косвенным переносом, для которых он вскоре стал использовать название «офсетная печать».
Херманн пришел к этому открытию в это же самое время. При этом его идея основывалась на более ранних изобретениях из области печати по жести. В конце 1904 г. он предложил братьям Альфреду и Чарльзу Харрисам создать книгопечатные листовые ротационные машины для офсетной печати. В начале 1905 г. был подписан договор о сотрудничестве в Найлсе, штат Огайо (США). Так возникла компания Harris, производившая офсетные печатные машины. Ее деятельность оказалась значительно более успешной, чем завод Рабеля. Херманн предложил новые идеи создания многокрасочных печатных машин, рулонных офсетных печатных машин и машин для двусторонней печати. Так как в то время он не видел в США возможности претворения их в жизнь, в мае 1907 г. он возвратился в Германию. За четыре дня до этого Императорское патентное ведомство в Берлине выдало ему патент, значения которого, кроме него, никто не представлял. Он касался создания печатных машин по принципу «резина к резине» для одновременной печати лица и оборота печатного листа . Как и Фридрих Кёниг, который за столетие перед этим должен был исколесить всю Европу, чтобы найти кредитора для осуществления своих изобретений, так и Херманн писал о своих предложениях всем известным заводам по производству печатных машин Европы. Однако не многие поддержали его идеи. Первым откликнулся на его предложение в сентябре 1910 г. Феликс Бёттхер, который в то время был владельцем известной фабрики по изготовлению валов для печатных машин в Лейпциге.
Принцип рулонной офсетной машины позволил создать в Плауэне акционерное общество VOMAG. Херманн стал генеральным представителем этой фабрики печатных машин. В результате была сконструирована и построена рулонная офсетная машина. В июне 1912 г. машина, получившая название «Universal», была введена в эксплуатацию Феликсом Бёттхером в Лейпциге. Машина представлялась на выставке «Видга 1914» и получила признание многих издателей. Таким образом, VOMAG стал первой фабрикой-изготовителем рулонных офсетных машин, причем патент Херманна способствовал завоеванию лидирующего положения фабрики на рынке полиграфического оборудования.