Подобие периодизации складывается в США при рассмотрении некоторых терминов. При сведении она выглядит так:
«Пионеры» (Pioneers) — Открытки, произведенные до закона о частных почтовых открытках 1898 года
«Старинная (antique) открытка» — обычно относится к открытке, изданной до 1920-го г.
«Старая открытка» — может называться любая не новая открытка, но чаще означает открытки, выпущенные с 1920-ых гг.
«Винтаж» — Открытки выпущенные в период 1930-1960-е гг.
(Эпоха фотооткрытки — 1950-1970-е гг.)
«Современные открытки» — с сер. 1970-х
Очевидно, что некоторые периоды не имеют завершения, есть пробелы, но в ряде контекстов удобство некоторых наработок бесспорно.
В России нет общепринятой периодизации открыток. Явление "Старая открытка" не имеет определённых временных рамок. По-умолчанию в сообществе коллекционеров принят маркер – 1917 год. Ориентация на исторические вехи в создании периодизации даёт в сумме следующую картину:
Россия (от первых открыток – до 1917)
Русско-Японская Война (1904-1905)
Первая Мировая Война (1914-1918)
до 1917 (?)
РСФСР (1917-1922) – СССР (1922-1991)
Вторая Мировая Война (1939-1945) – Великая Отечественная Война (1941-1945)
до 1945 (?)
до 1970 (?)
Россия (после 1991)
Другой вариант, предлагаемый вместо осчтёта периодов войнами и правлениями, это выделение сугубо почтовых событий:
1872 (открытые письма получили хождение) – 1894 (появл. видов. илл., отказ. от монополии на произв. открыток)
1894 – 1904 (введение средника в адресную сторону Всемирным почтовым союзом)
Цитаты, приведённые ниже, раскрывают события, учтённые при формировании базовой периодизации:
"С
1874 года, ставшего «точкой отсчёта» истории открытки (именно в этом
году она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе
в Берне), прошло практически полтора века, и за это время открытка
пережила немало изменений. Она несколько раз меняла свой облик, при
этом всегда отражая нравы и взгляды поколений."
"Первые
российские открытки были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении
(«Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны»).
«Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской
революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком»."
1894
- 1904 гг. - вpeмя пoявлeния и пepвoнaчaльнoгo paзвития видoвoй
oткpытки в Poccии; пepиoд oгpaничeн вpeмeнeм выпycкa пepвыx видoвыx
oткpытoк в Poccии (пocлe выxoдa paзpeшeния чacтным издaтeлям зaнимaтьcя
иx выпycкoм) и дaтoй пoявлeния раздeлитeльнoй пoлocы нa блaнкe пoчтoвoй
кapтoчки, cepьeзным oбpaзoм, пoвлиявшим нa дaльнeйшee paзвитиe
иллюcтpиpoвaнныx oткpытoк.
C 1904 - 1914 гoдaми accoцииpуeтcя
пepиoд pacцвeтa дoкумeнтaльнoй (и вooбщe иллюcтpиpoвaннoй) oткpытки,
пpoявившийcя в мaccoвoм издaнии, cтилeвoм мнoгooбpaзии, нaчaлe
кoллeкциoниpoвaния этиx пeчaтныx издaний, пoявлeниeм cпeциaлизиpoвaнныx
жypнaлoв. Издaниe пoчтoвыx кapтoчeк cтaнoвитcя дoxoднoй oтpacлью
пoлигpaфичecкoгo пpoизвoдcтвa. B нaчaлe XX cтoлeтия дoкумeнтaльныe
oткpытки пoлучили шиpoкoe pacпpocтpaнeниe, дocтигли выcoкиx тиpaжeй и
пoпyляpнocти у coвpeмeнникoв, чтo пoзвoляeт иx paccмaтpивaть кaк
иcтoчник мaccoвoй инфopмaции.
Cлeдyющий пepиoд - 1914 - 1917
гг. xapaктepизyeтcя пaдeниeм интepeca к бoльшeй чacти иллюcтpиpoвaнныx
oткpытoк в cвязи c нaчaлoм Пepвoй Mиpoвoй вoйны. Hapядy c pocтoм
блaгoтвopитeльнoй пpoдyкции, этoт этaп oтличaeтcя yмeньшeниeм чиcлa
дeйcтвyющиx издaтeльcтв, знaчитeльным coкpaщeниeм тиpaжeй oткpытыx
пиceм, и в пepвyю oчepeдь, видoвыx oткpытoк. Tpyднocти вoeннoгo вpeмeни
пpивeли к пpeкpaщeнию экoнoмичecкиx cвязeй c Гepмaниeй, чтo cкaзaлocь
нa дeфицитe бyмaги и пpeкpaщeнию пocтaвoк тиpaжeй oтпeчaтaнныx oткpытoк
из Гepмaнии и pядa дpyгиx cтpaн, a тaкжe экcпopтa poccийcкиx oткpытoк
зa гpaницy. Haчинaя c 1917 г. нaчaлcя пpoцecc oбeднeния и yracaния
жaнpa дoкyмeнтaльнoй oткpытки, cнижeниeм кaчecтвa выпycкaeмoй
пpoдyкции."
"В истории отечественной открытки десятилетие с 1914
по 1924 г. было трудным. Потрясения, пережитые Россией - Первая мировая
война, революция 1917 г., гражданская война и разруха - сказались в
изменении сюжетного репертуара открыток, в падении тиражей, в ухудшении
качества печати."
"Интересно, что в конце 1920-х - начале 1930-х
гг. бытовала практика издания открыток художественными объединениями.
Она прекратилась в 1932 г., когда существованию многочисленных
группировок положило конец постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке
литературно-художественных организаций"."
"Ассоциация художников
революции (АХР) (с возникновения в 1922 г. по 1928 г. - Ассоциация
художников революционной России (АХРР)) считала себя продолжателем
традиций передвижничества. "Искусство в массы" - таков был девиз этого
крупнейшего объединения художников в СССР. Успешное издание открытых
писем Ассоциация начала в 1929 г. Всего увидели свет около 800 открытых
писем АХР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили
до 50.000 экземпляров."
"В декабре 1935 года возвращён
новогодний праздник. С трибуны большевиков — газеты "Правда" —
прозвучало: "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!".
Новогоднюю открытку реабилитировали в 1942 году. Понятно, что это были
пропагандистские фронтовые открытки. Никаких елок и Дедов Морозов на
них и в помине не было. Деды Морозы придут позже, в 1953 году. Придут
со Снегурочками и новой символикой."
"К сожалению, роль открытки
падает уже в 50-е – 60-е годы, и, как бы, наименьший интерес к открытке
уже был в конце 80-х – начале 90-х годов, когда, в общем-то, ну,
практически люди не пользовались. И потом появился Интернет..."
Маркеры 1970-80-е гг. – Комплекты (наборы в обложке), распашные открытки с конвертами, широкоформатные открытки…
"Возрождение
открытки началось в 90-е годы. Именно тогда стали появляться
издательства, специализирующиеся на их производстве. Сейчас мы
постепенно переходим от «машинных» к открыткам, сделанным вручную.
Нand-made с применением декоративных и натуральных материалов: ткани,
кожи, сухоцветов, минералов – ценится больше. У этих открыток есть
душа. Эти открытки начинают использоваться и в сегменте В2В
(business-to-business, бизнес-сегменте). Поздравления для партнёров,
клиентов, представителей СМИ, госорганов, выполненные на этих
открытках, подчеркнут статус и значимость персоны. Их никогда не
выкинут в корзину, как очередной календарик или брошюру, но именно с их
помощью можно создать доверительные, личностные отношения."
Маркеры этого периода — сложные подарочные открытки и бесплатные рекламные открытки, а также появление и массовое использование электронной открытки.