Способ продажи с публичного торга продуктов социокультурной деятельности человека (произведений искусства, антиквариата, мемориальных предметов, документов и т.д.) и природных объектов.
Аукцион – один из источников комплектования фондов музеев и частных собраний.
Формы аукционов:
Традиционный (обычный) аукцион – Способ продажи каких-либо товаров в виде публичного торга, проводимого в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров. Товар на аукционе продается единичными образцами или партиями (лотами) тому покупателю, который предложит самую высокую цену. Организация аукциона предусматривает систематизацию предметов, проведение предварительной знаточеской экспертизы, организацию выставок и издание каталогов. В обычных же аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются аукционные ставки.
Интернет-аукцион (онлайн-аукцион) - Способ продажи каких-либо товаров в виде публичного торга, проводимого посредством интернет-ресурса. Подобная электронная торговая система предусматривает определённый программный механизм, позволяющий вести продажу товаров в реальном времени непосредственно между частными лицами.
Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже — наличными, например — при получении товара лично), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения или всего мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее.
В качестве дополнительных решений электронной коммерции в аукционные системы добавляются платёжные системы и решения по авторизации пользователей.
Самый крупный интернет-аукцион в мире является eBay, основанный в 1995 году и имеющий оборот в несколько миллионов сделок в день.
Также к интернет-аукционам относят аукционы, которые проводятся не в интернете, однако желающие могут сделать ставку через интернет. Такая система работает на «дорогих» аукционах, где некоторые участники не могут присутствовать на месте проведения аукциона.
Виды аукционов:
Английский аукцион (Аукцион с повышением стартовой цены; Повышательный аукцион) — аукцион, основывающийся на установлении минимальной цены в качестве цены отправной для дальнейших торгов. В процессе торгов запрашиваемая цена постепенно увеличивается и итоговая (аукционная) цена определяется как последняя максимальная цена, предложенная покупателями.
Блиц-аукцион — это вид аукциона, при котором товар или услуга выставляется на продажу по минимальной стоимости. После старта аукциона участники делают ставки. Каждая ставка повышает текущую стоимость лота на фиксированную величину. Время раунда строго ограничено. После завершения раунда, участник или участники, сделавшие наименьшее количество ставок в этом раунде, выбывают из аукциона. Остальные переходят в следующий раунд. Плюсом блиц-аукционов является то, что в торгах может принять участие ограниченное количество участников, что значительно повышает шансы сделать выгодную покупку. А в скандинавских аукционах могут участвовать неограниченное количество игроков.
Голландский (Нидерландский) аукцион (Аукцион с понижением стартовой цены; Понижательный аукцион) — аукцион, на котором торг начинается с очень высокой цены и ведется с ее понижением, пока не найдется покупатель, согласный купить по объявленной цене.
Скандинавский аукцион или аукцион уникально низкой ставки (англ. Lowest unique bid auction) — аукцион, при котором товар или услуга выставляется на продажу по минимальной стоимости. Участники торгов делают ставки с фиксированным шагом. За каждую ставку с участника взимается определенная плата. Продолжительность торгов задается с их началом, однако, после каждой ставки увеличивается на заданную величину. Победителем считается участник, сделавший последнюю ставку.
Европейский аукцион - вид аукциона, на котором товар выставляется на продажу по символической цене, цена возрастает с заранее зафиксированным шагом. Количество участников и принимаемых ставок строго ограничено и известно до начало аукциона. Для участия в торгах необходимо приобрести ставки и подать бесплатную заявку на участие, тем самым заморозив на своем счету определенное количество ставок, указанных в заявке. Именно эти ставки и доступны в процессе торгов. Неизрасходованные ставки в рамках каждой заявки не возвращаются. Время старта торгов назначается заранее. Таким образом, этот вид аукциона позволяет полностью ограничить риски, а также предоставить равные условия и шансы на победу каждому участнику.
Аукцион второй цены — закрытый (заявки подаются в письменном виде), где предложивший наивысшую цену платит не более, чем его последний по цене соперник.
Закрытый — такой же, но предложивший наивысшую цену победитель эту цену и платит.