Способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы (не с набора) непосредственно на бумагу;
Произведение, выполненное литографским способом;
Предприятие, мастерская, специализирующееся на печатании таким способом.
Литография явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в литографии служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на специальной литографской бумаге — корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.
Литография изобретена в 1798 году в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806 году была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 году в Париже и Санкт-Петербурге, в 1822 году в Лондоне. В 19-м веке литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации литографии:
автолитография,
хромолитография,
фотолитография,
олеография,
литогравюра,
альграфия и др.
К 30-м гг. 20-го века литография практически вытеснилась более совершенной офсетной печатью. В открытках этот переломный момент обозначился в период 1905-1910 гг. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.
(См. Офсетная печать)
Литография состоит в писании, черчении и рисовании на камне иглою или особыми чернилами или карандашом и воспроизведении на бумаге сделан. рисунков или чертежей. Для литографирования служит литографский камень, рабочая сторона камня шлифуется песком с водою и под конец пемзою; буквы, ноты, географические карты и рисунки вычерчиваются на камне тонкими стальными перьями и химической тушью (4 ч. бел. воску, 4 ч. шеллаку, 2 ч. мыла, 1 ч. сала и 2 ч. сажи) или карандашом (6 ч. бел. воску, 2 ч. шеллаку, 2 ч. мыла, 4 ч. сала, 1 ч. мастики и 2 ч. сажи). По окончании черчения и рисования на камне, последний вытравляют слабой азотной кислотой с раствором гуммиарабика для удаления щелочей типографского карандаша или чернил, тщательно промывают водою, скипидаром и слегка влажной губкой, после чего на камень наводится с помощью валька краска, пристающая только к начерченным местам и не пристающая к остальной поверхности камня. Затем накладывают слегка влажный лист эстампной бумаги, потом сухой лист и раму с кожей пропускают под стальным массивным валом и давлением его переводят рисунок с камня на бумагу, получая повторением ряд оттисков. Рисунки с одного камня можно переводить на другой помощью наклеенного на последний оттиск с первого камня и последующего затем прессования. Переводы рисунка на несколько камней дают возможность печатанием с многих камней быстро увеличить число оттисков до любого количества. Покрывая рисунок камня цветной типографской краской, и производя цветные эстампы, можно подражать акварельным рисункам или масляным картинам. Этот род литографии называется хромолитографией; для хромолитографирования делается несколько камней с одними и теми же рисунками, но каждый из них окрашен одной краской; накладывая последовательно эстамп точно на рисунок и давая просохнуть после каждого наложения, получаем воспроизведение картины. Широкое применение в литографии получило и фотографирование (фотолитография).